До метро я ехала на такси, и таксист сообщил: «Когда я вас довезу, метро уже будет работать». А то я не знаю.
Захожу на станцию, а милиционер мне: «Хорошего вам дня!»
А каким же он может быть ещё, если он – воскресенье? Но всё равно приятно.
Ехала до вокзала. Поезд раскачивался сквозь город и даже под землей чувствовалось, что наверху Минск туманный, как Дели.
Поезд идёт ровненько до Гудогая, я выхожу за две до конечной – в Солах.
Недавно прошёл сильный дождь, но тепло и всё уже высохло, только липами пахнет мокрыми. И запах этот, и солдатики на листьях возвращают в киргизское детство.
Иду к костёлу. До обратной электрички у меня ровно час.
Городок совершенно пустой, ни души. Здесь ничего не изменилось за два года, только на станции открыли «Евроопт» (цены – как в Минске).
Я прихожу – у костёла очень много разного транспорта, кто-то даже приехал сюда откуда-то на такси 152.
Но двери кажутся закрытыми. На лавочке у дверей – три женщины. Спрашиваю у них, откроют ли костёл и если да, то когда, и думаю почему-то сразу, что по-русски они не понимают и не говорят. Но я ошибаюсь. Одна из женщин отвечает: «Там открыто». И я сама уже слышу службу.
Вхожу. Понимаю, что здесь – все. Храм полон. Тяжёлая дверь, конечно, предательски упирается и стонет, но на меня не оглядывается никто, кроме девушки, что стоит сразу у двери и сразу двигается вправо, давая мне место.
Я встаю ровно напротив священнослужителей. Их двое. Высокий и невысокий, оба полные.
Служба идёт на польском языке. Прихожане стоят на коленях. Пол мраморный. У кого-то под коленками специальный ковричек (такие стопочками сложены на лавочках), у кого-то кусочек ковровой дорожки, у кого-то личная подушечка. У одного мужчины – варежки.
Потом все начинают приветствовать друг друга, и я с удовольствием даю правую руку девушке, поделившейся со мной местом, потом мужчине слева, который первым не решается протянуть руку мне, я ведь незнакомая, чужая.
Затем не все выстраиваются коридором в центре, через весь храм от алтаря до дверей, а оба священника идут вдоль рядов коридора, давая верующим с рук облатки. И мальчики заботливо подносят к лицам блюдца, чтобы крошки не падали на жёсткий пол.
Служба закончена. Люди возвращаются к стульям и лавочкам. Священник (тот, что выше – поэтому он кажется главнее, он и есть главнее) говорит от себя. Оглашает время и место проведения в ближайшее время служб и мероприятий. Говорит по-русски, с мягким белорусским акцентом, но вставляет вдруг слова польские и на латыни.
Он говорит, как учитель, прихожане слушают, как примерные ученики. Священник замолкает, все сидят в полной тишине.
– Чего молчите, может, есть вопросы какие?
Точно как на уроке.
Вопросов нет. Священник отпускает, и все, кто находится в половине церкви, что ближе к выходу, встают и уходят. В другой половине храма остаются женщины. Они начинают петь.
Поют старательно и слаженно. Кто-то, может, когда проходит отведённое время, тоже уходит незаметно, допевая на ходу. Кто-то тихо обменивается новостями или здоровается.
Все в красивых платьях, в бусах...
Женщина впереди встаёт на колени и я вижу подошвы её босоножек с каблуками стаканчиком и ухоженные пятки.
Когда остаются всего две-три женщины, я обхожу храм, чтобы увидеть наконец своими глазами фреску «Чудо над Вислой». И я нахожу её последней – справа от алтаря. Под ней у стены на стуле сидит светский мужчина с чётками. Что-то шепчет.
Выхожу из костёла. Высокий свяшенник говорит мальчишке, играющему на крыльце:
– Калi мяне пакатаеш?
Все, кто приехал на роварах, уже разьехались. Разъезжались тарахтя машины. Женщина с ухоженными пятками уходила пешком.
Захожу на станцию, а милиционер мне: «Хорошего вам дня!»
А каким же он может быть ещё, если он – воскресенье? Но всё равно приятно.
Ехала до вокзала. Поезд раскачивался сквозь город и даже под землей чувствовалось, что наверху Минск туманный, как Дели.
Поезд идёт ровненько до Гудогая, я выхожу за две до конечной – в Солах.
Недавно прошёл сильный дождь, но тепло и всё уже высохло, только липами пахнет мокрыми. И запах этот, и солдатики на листьях возвращают в киргизское детство.
Иду к костёлу. До обратной электрички у меня ровно час.
Городок совершенно пустой, ни души. Здесь ничего не изменилось за два года, только на станции открыли «Евроопт» (цены – как в Минске).
Я прихожу – у костёла очень много разного транспорта, кто-то даже приехал сюда откуда-то на такси 152.
Но двери кажутся закрытыми. На лавочке у дверей – три женщины. Спрашиваю у них, откроют ли костёл и если да, то когда, и думаю почему-то сразу, что по-русски они не понимают и не говорят. Но я ошибаюсь. Одна из женщин отвечает: «Там открыто». И я сама уже слышу службу.
Вхожу. Понимаю, что здесь – все. Храм полон. Тяжёлая дверь, конечно, предательски упирается и стонет, но на меня не оглядывается никто, кроме девушки, что стоит сразу у двери и сразу двигается вправо, давая мне место.
Я встаю ровно напротив священнослужителей. Их двое. Высокий и невысокий, оба полные.
Служба идёт на польском языке. Прихожане стоят на коленях. Пол мраморный. У кого-то под коленками специальный ковричек (такие стопочками сложены на лавочках), у кого-то кусочек ковровой дорожки, у кого-то личная подушечка. У одного мужчины – варежки.
Потом все начинают приветствовать друг друга, и я с удовольствием даю правую руку девушке, поделившейся со мной местом, потом мужчине слева, который первым не решается протянуть руку мне, я ведь незнакомая, чужая.
Затем не все выстраиваются коридором в центре, через весь храм от алтаря до дверей, а оба священника идут вдоль рядов коридора, давая верующим с рук облатки. И мальчики заботливо подносят к лицам блюдца, чтобы крошки не падали на жёсткий пол.
Служба закончена. Люди возвращаются к стульям и лавочкам. Священник (тот, что выше – поэтому он кажется главнее, он и есть главнее) говорит от себя. Оглашает время и место проведения в ближайшее время служб и мероприятий. Говорит по-русски, с мягким белорусским акцентом, но вставляет вдруг слова польские и на латыни.
Он говорит, как учитель, прихожане слушают, как примерные ученики. Священник замолкает, все сидят в полной тишине.
– Чего молчите, может, есть вопросы какие?
Точно как на уроке.
Вопросов нет. Священник отпускает, и все, кто находится в половине церкви, что ближе к выходу, встают и уходят. В другой половине храма остаются женщины. Они начинают петь.
Поют старательно и слаженно. Кто-то, может, когда проходит отведённое время, тоже уходит незаметно, допевая на ходу. Кто-то тихо обменивается новостями или здоровается.
Все в красивых платьях, в бусах...
Женщина впереди встаёт на колени и я вижу подошвы её босоножек с каблуками стаканчиком и ухоженные пятки.
Когда остаются всего две-три женщины, я обхожу храм, чтобы увидеть наконец своими глазами фреску «Чудо над Вислой». И я нахожу её последней – справа от алтаря. Под ней у стены на стуле сидит светский мужчина с чётками. Что-то шепчет.
Выхожу из костёла. Высокий свяшенник говорит мальчишке, играющему на крыльце:
– Калi мяне пакатаеш?
Все, кто приехал на роварах, уже разьехались. Разъезжались тарахтя машины. Женщина с ухоженными пятками уходила пешком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий