Страницы

четверг, 17 октября 2024 г.

читателю нельзя быть дураком

Покупка книг была бы хорошей идеей, если бы можно было так же купить время для их чтения.
Артур Шопенгауэр

Первое, что я буду делать на пенсии, – читать.

Сегодня ехала с работы не домой, а в «Дану», значит – шла на метро, значит – посмотрела в окна библиотеки.

Книжный по пути к метро уже давно закрыт, а библиотека в том же здании ещё работает.

Ладно, надо, наверное, до пенсии не ждать, а завтра, может, если буду в городе, зайти, обновить читательский и взять Гоголя.

Сделать это сегодня мне некогда, сегодня – Чехов.



Сходила на «Вишнёвый сад» Мирзоева.

Спектакль был поставлен в 2015 году и снят в декабре прошлого года.

Могу сказать, что это лучший спектакль из всех, которые я видела до этого в жизни.

Не могу сказать, что со всем согласна, не весь текст там, пьеса подсокращена. Но то, что оставили, что сделано, сделано идеально. И очень хорошо видно, что это командная работа, но в команде этой главный – один, и он идеальный.

Это лучшее, что я видела, ещё и потому, что я напрочь забыла, что в моей филологической голове эта пьеса уже – до дыр. Я просто с самого начала, с самого начала утонула и плыла в этом спектакле, один только единственный раз очнувшись – когда Петя сказал Лопахину «Перестань размахивать руками!» Потому что у Чехова-то он говорит не «Перестань...», а «Не размахивай...» Так и помню урок литературы в школе, из окон которой – кыргызские горы, и Элеонора Фёдоровна строго спрашивает: «Почему именно «Не размахивай руками!» А мы молчим.

И так мне всегда хотелось ответить на вопрос учителя! И на том уроке хотелось. Но не знала, как отвечать. Зато теперь у меня – на любой вопрос сразу несколько ответов, в любом стиле напишу. А на вопрос про руки теперь отвечать не хочется. Потому что не надо понимать.

И вот этот момент в жизни, когда ты понимаешь, что не надо понимать, – один из самых главных моментов в жизни. Пьеса закончилась, а я всё смотрела её и смотрела... Всю дорогу домой не отвлекалась мыслями. Мне не хотелось понять, понимать. Мне хотелось напиться досыта этим состоянием принятия.

Для чистоты надо признаться, что спектакль я смотрела после «Космополитена». На работе с Катюшкой обсуждали крепкий алкоголь, она и не знала, что столько всего идеального для осени. Кальвадос. Гайст. Малиновый. Вишнёвый. А в баре перед сеансом я взяла водки с клюквой. И девочка-бармен нашейкерила мне бокал под завязку, пришлось аккуратно придвигать его к себе по стойке и сразу отпивать, чтоб донести потом до кресла.

Вот ещё фишка! Действие в спектакле очень динамичное. Не по-чеховски стремительное даже. И это не даёт тебе успевать фиксировать мысли и давать оценки.

Вот – истинное назначение искусства: толкнуть в сердце, чтобы оно потом крепло.

Да, и крепкий алкоголь. Полный коктейльный бокал.

Зал был полный.

После спектакля я встретила Дину Георгиевну. Узнала со спины.

Поздоровалась.

– Вы меня не знаете. Мой ребёнок у вас учился.

– А кто? Я всех помню.

Я сказала.

Спросила, конечно, как ей спектакль.

Она сказала.

Сказала про спину. И Лене передала привет.

___________

Если вы хотите меня поддержать – слушайте мои книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий