Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе полную бутылку, в саду свежий цветок.
Эпикур
С вылетом из Вильнюса вчера мы опоздали минут на двадцать, а в Париж прилетели на двадцать минут раньше. В общем, я мало что поняла в этих временах.
Всю дорогу под нами были мохнатые серые облака, похожие на клубы начёсанной шерсти. Не было видно земли, над которой летели. И только когда мы под облака опустились, под ними оказались вдруг зелёные луга и жёлтые поля. Много-много, бессистемно и бесконечно.
Сразу в аэропорту мы купили билеты на автобус до Парижа. Сразу, в первом же автомате. 36 евро за два. И оказалось – поступили очень разумно, потому что, пока другие покупали билеты у дяди-билетёра-контролёра, он посадил нас на первый же автобус. Ждать пришлось всего-то минут десять.
А дядя-водитель (с богатой бородой), поздоровавшись, попросил всех пристегнуться.
Дорога – ровно, как по Беларуси едешь. Только что мосты отличаются. Холмы. Леса лиственные. Скорость в пределах 90. Даже стояла столбиком будка SOS, бело-оранжевая, точно как у нас на М1.
На въезде Париж напомнил мне одновременно окраины Варшавы и центр Ташкента.
Заранее я читала в Интернете, что из аэропорта шаттл привезёт нас к конечной первой линии, но нас привезли на Сен-Дени, на конечную линии номер тринадцать. Вот прям всё, чтобы суеверного человека вконец запугать. Там к нам сразу бросились таксисты, но мы им вежливо отказали, хотя очень хотелось не отказывать. Мы пошли туда, где страшно. В метро.
Пара перед нами оооочень долго тупила перед автоматом. А мы билетики на разовую поездку купили быстро. Автомат поддерживает четыре языка: французский, английский, немецкий, испанский. И, на мой взгляд, интуитивно всё понятно. Тем более на каждой станции – кассир сидит в окошке и как минимум один работник на линии, ходячий – бегает в корпоративной жилетке. Ленуся говорила, что у него даже аппаратик кассовый в руках и можно и у него билет купить, но я не могу подтвердить эту информацию.
Разовый билет на любой транспорт стоит 2,50. В автомате их можно купить либо на метро либо на автобус-трамвай. То есть – надо сделать выбор. Билет – плотная белая картоночка с магнитной полосой. Можно купить пластиковую карту, в том же автомате на станции метро, она стоит четыре евро. И потом эту карту пополнять. На стоимости поездки это никак не отражается. Она в любом случае стоит 2,5 евро.
Мы поэтому карты не покупали. И не планировали. Конечно, с картой можно пройти быстро, сразу, идёшь и иди, но и без карты купить билет можно было без особых задержек. Но, забегая здесь вперёд, скажу, что на какой-то из станций автомат билеты не продавал. Он продавал только пластиковые карты. И мы были вынуждены их купить. И потом пополнять. И на одной из станций, где, чтобы пополнить карту, нужно было вставить кредитку и ввести пин-код, автомат мой пин принимать отказался, написал – «неверный». Это при том, что пин-код у меня такой, что его ни за что не забудешь и не попутаешь. Я ввела пин второй раз и он опять был неверный. Третий раз – карту заблочат. И тогда Ленуся, которая уже прошла на станцию и ждала меня там, за этими толстыми высокими пластиковыми дверками, подошла ко мне максимально близко и сказала:
– Я подойду вот к этим дверям, которые на выход, они откроются, а ты зайди. Я видела, так делают.
Я так и сделала.
Эта ситуация повторилась в день нашего отъезда в Берлин. У Ленуси с проездного поездка списалась, а двери не открылись. Она пыталась пополнить карту на одну поездку, но почему-то ничего не получилось. И теперь уже я подошла к дверям на выход, они открылись и Ленуся в них вошла.
Мы ехали тогда в Берси на автостанцию, мы уже прожили в Париже три полных дня и исходили, наверное тысяч сто шагов. Короче, мы решили, что нам можно.
Я, возможно, не очень понятно описываю парижское метро. Можете задавать вопросы, но лучше не задавайте, а положитесь на себя. Интуитивно всё понятно, все живые люди, которые работают на станции, хотят и будут всячески стараться, чтобы вы купили билет и проехали поездом.
А мы в свой первый страшный поздний вечер зашли на станцию.
Заранее я читала, что метро ходит плохо. Поезд пришёл ровно по табло – через две минуты. А это был одиннадцатый час вечера.
Мы сели сначала у дверей, но тут же побоялись, что на станции кто-нибудь схватит сумку и убежит. Пересели поглубже. Потом оказалось – на места ддя пожилых и инвалидов.
Говорят, что в Париже не моют руки, а мы, как только зашли в метро, парень с нами рядом вытащил из кармана пакетик с влажной салфеткой, вытащил её, развернул, обернул ею поручень и за поручень через салфетку держался.
Поезд ехал очень быстро, расстояние между остановками было короткое (забегаю вперёд – есть исключения, конечно). Через пару остановок в наш вагон в самую дальнюю от нас дверь зашёл молодой городской сумасшедший, поддатый, с бутылкой чего-то в руках. Людей было очень много, но он, конечно же, прошёл по вагону и сел рядом с нами.
– Мадам, – говорит мне.
Не реагирую.
– Мадам!
Сижу, стараясь не смеяться...
Он выпил что-то из бутылки, встал и пошёл дальше. Остановился у двери. Громко запел. Никто его не боялся, никого он не напрягал. Но и безразличия не было. Его слушали.
Потом мы перешли с 13-й на 2-ю и я поняла, что именно на этой станции снимали новеллу «Тюильри» из «Париж, я люблю тебя». Но потом мы поехали и я поняла, что на этой линии такие станции – все. Забегая вперёд – в Париже очень много однотипных станций.
На 2-й людей было ещё больше. Компания пожилых женщин громко смеялась. Все такие красивые, с причёсками и шейными платками (они, кажется, снова в моде). Я смотрела на них и постепенно переставала бояться.
Потом мы доехали до станции Stalingrad, про которую я читала, что она самая страшная и на ней лучше вообще не выходить с наступлением темноты, но и на этой станции выходили и заходили пожилые смеющиеся женщины, и на этой станции женщины ждали поезда на платформе и даже в ожидании сидели на стульчиках и читали книжки. Что-то стало проясняться в моей голове и наконец мы вышли на нашей станции.
Народу на улице было как днём.
Мы дошли до отеля, получили на двоих один стильный деревянный ключик, поднялись на пятый этаж. Комната была крошечная, но очень чистая и уютная. Не надо было ждать, пока в душе стечёт холодная вода и пойдёт горячая. Почему-то вдруг заработал фен. И это было страшно. Я написала Любке и Максиму: «Мы в Париже. В отеле ещё страшнее, чем на улице». И мы заснули.
А сегодня, проснувшись, я побежала искать, где выпить кофе.
Ближайшая кофейня была через мост через канал Сен-Мартен. Я вошла, бариста был пожилой вьетнамец. Я попросила un café to-go и бутылку воды. Он сделал мне эспрессо. Заплатила 2.50. Всего-то.
Эспрессо был божественный. Я выпила его на мосту через канал, наблюдая с моста за водой и за палатками бездомных на широких берегах канала.
Затем мы поехали в город. Конечно, чтобы поесть. Доехали до станции Сhâtelet. Ходили там, выбирали-выбирали. Лена, наверное, была не очень голодна. А я искала безуглеводной еды, что по большому счёту было нереально. Сэндвичи, блины, булки и слойки... И тогда мы просто пошли в магазин и я уж не помню, что Лена покупала, а я купила какой-то мягкий сыр и баночку ветчины из говядины, которую можно было открыть ключиком, прикрепленным к банке снизу. Была такая ветчина с ключом в моём детстве в Советском Союзе. Лена купила себе кофе в «Старбаксе», а я – в какой-то современной кофейне. Взяла фильтр. Эфиопия Сидамо, мы тоже завариваем фильтр на этом именно зерне. Чернокожая девушка-продавец налила мне кофе, голыми руками взяла крышку, надела её на стакан и прямо как следует натянула, все отпечатки свои оставила на этой крышке. Ну, это Парижская история. Там никто не работает в перчатках и крайне редко моют руки. Я про это знала. Наверное, это был единственный ужас из тех, что описывают блогеры, который с нами случился. Да не страшно. Я просто выбросила эту крышку сразу, как мы дошли до места. Да, пришлось пройтись. Потому что на улице Риволи или бульваре Севастополь лавочек никаких не наблюдается. Но мы дошли до скверика у башни Сен-Жак. Сквер огорожен, было полно свободных лавочек. И мало людей. И там под этой башней, напротив богатой клумбы с цветами и каким-то цветущим кустом я ела свою ветчину просто из банки.
На одной из лавочек слева, на фото не видной, сидел достаточно агрессивно настроенный тёмный товарищ в трикотажной шапке, чёрных очках, с бутылкой пива, расставив ноги так, как будто размер яиц ему мешает составить их вместе. Посматривал важно в нашу сторону. Но всё на этом.
Немножко ходили туристы, их сразу можно было определить по тому, что они фотографировались на фоне башне. А больше было своих. Мы не фотографировались.
И куда мы пошли после? Конечно же в Лувр. Весь оставшийся день мы планировали потратить на Лувр.
Но, к счастью, до этого мы ещё прошли к Нотр-Даму (и решили не заходить, не стоять в очереди, хотя двигалась она быстро), а после – в магазинчик «Шекспир и компания» и, боже, он такой старый! Я не представляю, как он держится, но держится.
Туда тоже была очередь, очередька, мы быстро её отстояли. Я решила сделать Лене сюрприз: в магазине предложить ей на выбор два листа бумаги, как в популярных рилсах, только без надписей на них, а в каждый завернуть по 50 евро. Чтобы она могла купить книги, потому что она с ума просто сходит по книжным магазинам. Всей бумаги у меня с собой был – ваучер в отель, опять он пригодился. Я его быстренько аккуратно порвала, завернула в бумагу денежку, всё это – у Лены за спиной, и вот за это время и очередь прошла.
Снаружи магазин – вот-вот развалится, а внутри – огромный, хотя там низкие потолки и очень тесно. Литература в основном на английском языке, но есть и на французском. Издания очень хорошие. Продают ещё игры в маленьких коробочках. Все они тематические и изготовлены в одном стиле. Книги систематизированы. Классика, история, философия, детская литература... Есть, например, стеллаж Поттерианы. Очень много шикарно изданного Шекспира.
Работники сидят здесь же. По узенькой винтовой лестничке поднимаются на крошечное огороженное пространство под потолком и там у них компьютер. Обзавидоваться можно такой работе. Я бы хотела работать в книжном магазине, но продавать только книги, которые мне нравятся, возможно, коммерческого успеха у такого магазина не будет.
Второй этаж магазина – читалка. Там ничего не продаётся, но всё можно читать. Много книг тесно-тесно на полках и много мест, где можно присесть, и даже диванчики. В отдельном закуточке стоит на столе старенький Underwood, я присела и пошлёпала, свою фамилию. А в комнатке с открытым окном, в котором – Нотр-Дам (как раз били в колокола), на столе – другая печатная машинка, но не помню её марку. Вот я и сидела на втором этаже, а Ленуся ходила по первому.
Фотографировать в магазине было категорически запрещено. Я купила за 20 евро небольшую книгу о Дэвиде Хокни, сейчас в Париже как раз проходит огромная его выставка. И открыточку за евро.
И ещё ждала Лену на выходе. Увидела, что в этом же доме – однозвёздочный отель «Эсмеральда».
Из магазина по набережной с торговцами подержаной литературой мы наконец дошли до Лувра. И в Лувр мы не попали.
Оказалось (мы это узнали только там), с 12 апреля по 12 мая обязательна предварительная регистрация через Интернет. Тут же попробовали зарегистрироваться, но ближайшая свободная дата была аж на 4 мая. Можно было купить билеты у перекупщиков, не рискнули: стоили они подозрительно дёшево, всего на два евро дороже официальных.
Вот так мы и поехали сразу оттуда на Хокни, в фонд Луи Виттона.
От станции метро долго очень шли: с одной стороны – детский парк, с другой – прямо лес какой-то. Это и был лес. Булонский.
Пока я снимала эту красоту, мне крапива даже через брюки ноги обожгла.
Здание фонда тоже впечатлило.
И выставка очень подходила к этому зданию. Как будто его специально под выставку строили. Это не так, конечно. Но вот что стены специально под выставку красили, в этом я уверена. Хотя это тоже может быть не так.
![]() |
А это вид с крыши |
На крыше мы решили идти ужинать в Chez Georges. Ближайший к нам открывался ещё нескоро и мы неспешно пошли пешком через тихий богатый район по бульвару Майо. И так потихоньку дошли до Триумфальной Арки, где, конечно, творился сумасшедший дом, а оттуда совершенно случайно свернули на Елисейские Поля, где, естественно, дом творился ещё более сумасшедший.
Я иду за Леной, бабуся тоже в ту сторону пошла. Идём, короче все вместе.
Бабуся подходит к свободному сидячему месту, которое, несмотря на многолюдность, никто не занимает, все видят, что она идёт туда целенаправленно, чтобы сесть. И вот она доходит, оборачивается, видит нас и у неё реально замешательство на лице. Лена, возможно, и хотела сесть на это место, хотя обычно она стоит, но мы находившиеся за день были. Но когда она наконец бабусю заметила, она, конечно, передумала. А вот бабуся реально застопорилась. Ну, мне так показалось, но, думаю, не показалось. У неё на лице прямо такие сомнения: может, мне уступить? Я всё-таки в возрасте. Может, мне это сиденье нужнее?
Прямо смотрела на меня в сомнениях и ожидании, может, что я что-то скажу, что-то сделаю, чтобы ей легче было решить, что ей делать. И всё это время стояла.
Наконец она прямо взглядом меня спросила: «Может, вы хотите сесть?» А, может, спросила и словами, я не понимаю по-французски.
Я отрицательно помотала головой. И она села.
А я стояла и дымила, ну, она лет на двадцать старше меня и вот решила, что мне сесть нужнее. Я под впечатлением от истории. Ещё не поняла, правда, под каким. И моих ощущений в этой истории никто из моих друзей не понял.
__________
Комментариев нет:
Отправить комментарий