суббота, 17 сентября 2022 г.

долгий путь до домламы

Мудрость нельзя передать другому. Мудрость в устах мудреца, пожелавшего передать её другому, всегда обращается в глупость… Знания можно передать, мудрость же никогда. Её можно найти, ею можно жить, её можно сделать своим парусом, ей можно творить чудеса. Но облечь её в слова, научить ей кого-либо невозможно…
Герман Гессе, «Сиддхартха»

У меня один свободный день в череде рабочих ночей. Заодно выходной у Ленуси. И несколько дней назад она вдруг сказала, что давно не видела братцев и сестрицу и поедет поэтому со мной к Егору в гости. (Егор – мой брат, Ленусин дядя.)

Тут следует написать, что Ленуся веган и что в гости к дяде она ездит крайне редко в том числе и потому, что постоянно актуализируется проблема, чем её там кормить. И тогда я понимаю, что пришёл тот самый момент, когда надо наконец приготовить у Егора мою домламу, но без мяса.

Я сначала написала «правильную», потом исправила на «мою», хотя это тоже не совсем правильно. Правильно написать, что именно так домламу готовила моя мама, а я научилась от неё и учу всех. Есть рецепты, которые я держу в строжайшем секрете, но про домламу наоборот пишу давно и везде. Я писала про неё в «Гастрономе», на Вельвете, и здесь писала, и даже в «Транспортном вестнике». Однажды один таксист рассказал мне, что его мама именно в «Транспортном вестнике» прочитала рецепт, готовила домламу в сковороде и получилось очень вкусно.

Вот! Это ключевой момент. В сковороде может быть очень вкусно, но не может быть домламы, а могут быть просто тушёные мясо и овощи. Потому что для домламы нужна не сковородка, а казан. Но не простой, а...

Давече я пекла мазурку. И в рецепте в списке ингредиентов числился стакан, пусть и указан был последним, после муки, яиц и сахара. Составитель рецепта, может, хотел показать, что стакан очень важен, что без него не обойтись. Если исходить из этой логики, то в списке ингредиентов для домламы на первом месте будет скороварка или афганский казан, или какая-нибудь другая герметично закрывающаяся посуда, о существовании которой я не знаю (как не знала до дня рождения своего босса, который в августе, о существовании афганского казана), но которая существует и позволяет закрывать крышку настолько герметично, что готовить в ней можно под давлением.

Вы бы поняли, почему я так настаиваю, если бы попробовали «домламу» из сковородки и домламу из скороварки. Кыргызы тоже готовят домламу в обычном казане. Для герметизации заклеивают зазор между крышкой и казаном колбасой из теста. Сама я так не пробовала, поэтому и советовать не стану. Есть ещё способ с накрыванием овощей листами капусты. Возможно он и работает для удержания влаги, как флажный семафор работает для передачи информации. Но вместо размахивания флажками можно ж позвонить по мобильному телефону, правильно? Так что если у вас есть скороварка, берите скороварку.

Итак, напомню, мы хотели готовить домламу без мяса. Поэтому, когда я позвонила и сказала, что у Ленуси температура и я приеду одна, Егор расстроился, но сразу же повеселел: «Значит будем готовить с мясом?»

Я сложила скороварку в большую сумку и поехала к Егору на такси. А когда приехала, оказалось, что крышку от скороварки я забыла. (Если вы не знаете скороварки, то знайте: без крышки скороварка это просто кастрюля, разве что с более толстыми стенками.)

Следующие минут пятнадцать Любка обзванивала соседей, есть ли у них скороварка, Егор бубнил «ну и ладно, будем делать в казане» (вот всё складывалось, как он хотел: и с мясом, и в казане), а я смеялась. Будь дело не сразу после зарплаты, я бы, может, и расстроилась, а так – чего расстраиваться-то. Посмеявшись и выяснив, что ни у кого из соседей скороварки нет, мы просто-напросто организовали доставку крышки. Приложение искало курьера долго – минут десять, а потом вдруг он нашёлся: приехал в 7-й дом на Геофизике, а я живу в 10-м. Представьте!

Когда через двадцать минут курьер приехал, нам оставалось только накрыть скороварку доставленной крышкой. Через полчаса домлама была готова, а ещё через полчаса от неё уже ничего не осталось.

Дети ели со взрослыми, а Любка сказала: «Домлама в казане не идёт ни в какое сравнение».

Вы тоже можете сравнить, но лучше не сравнивайте, а делайте сразу, как надо. Рецепт домламы (с мясом и без) – в этом посте.


_____________

Если вы хотите меня поддержать – слушайте мои книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий