20 ноября в Германии в возрасте 86 лет умер один из самых известных в стране политических сатириков Дитер Хильдебрандт.
Жизнеописание Хильдебрандта на сайте Дойче Велле начинается так: ...wurde 1927 geboren. Nach dem Zweiten Weltkrieg studierte er... (родился в 1927 году. После Второй мировой войны учился...).
Такой сразу перескок. Между точкой и заглавной буквой – 18 лет жизни. И поскольку с заглавной буквы Вторая мировая уже заканчивается (не написали же просто родился, учился, написали именно после Второй мировой), я сразу подумала – где он был и что делал в войну?..
Обратила на это внимание, потому что после прочтения «Чтеца» часто думаю о немцах, переживших войну.
А сегодня утром совершенно случайно нашла интервью, которое Карл Густав Юнг дал швейцарской газете либо незадолго до капитуляции Германии, либо сразу после.
Полностью можно прочитать здесь.
Я натягала кусков. Особенно зацепивших.
Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. Мне ничего не остается, как предложить им анкеты с недвусмысленными вопросами типа: «Что вы думаете о Бухенвальде?» Только когда пациент понимает и признает свою вину, можно применить индивидуальное лечение.
Шмид: Но чем может обернуться лечение, если его провести бомбами и пулеметами? Не должно ли военное подчинение демонизированной нации только усилить чувство неполноценности и усугубить болезнь?
...невозможно достичь цели только моральным поучением, раскаяние должно родиться внутри...
...другие станут жертвой одержимости, если в своем отвращении к немецкой вине забудут о собственных несовершенствах.
Жизнеописание Хильдебрандта на сайте Дойче Велле начинается так: ...wurde 1927 geboren. Nach dem Zweiten Weltkrieg studierte er... (родился в 1927 году. После Второй мировой войны учился...).
Такой сразу перескок. Между точкой и заглавной буквой – 18 лет жизни. И поскольку с заглавной буквы Вторая мировая уже заканчивается (не написали же просто родился, учился, написали именно после Второй мировой), я сразу подумала – где он был и что делал в войну?..
Обратила на это внимание, потому что после прочтения «Чтеца» часто думаю о немцах, переживших войну.
А сегодня утром совершенно случайно нашла интервью, которое Карл Густав Юнг дал швейцарской газете либо незадолго до капитуляции Германии, либо сразу после.
Полностью можно прочитать здесь.
Я натягала кусков. Особенно зацепивших.
Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. Мне ничего не остается, как предложить им анкеты с недвусмысленными вопросами типа: «Что вы думаете о Бухенвальде?» Только когда пациент понимает и признает свою вину, можно применить индивидуальное лечение.
... немцев глубоко терзает комплекс неполноценности, который они пытаются компенсировать манией величия... ...Это типично юношеская психология, которая проявляется не только в чрезвычайном распространении гомосексуальности, но и в отсутствии образа anima в немецкой литературе (великое исключение составляет Гёте).
на практике нацисты занимались только формированием огромных масс и никогда — формированием личности.
на практике нацисты занимались только формированием огромных масс и никогда — формированием личности.
Юнг: Сегодня немцы подобны пьяному человеку, который пробуждается наутро с похмелья. Они не знают, что они делали, и не хотят знать. Существует лишь одно чувство безграничного несчастья. Они предпримут судорожные усилия оправдаться перед лицом обвинений и ненависти окружающего мира, но это будет неверный путь. Искупление, как я уже указывал, лежит только в полном признании своей вины. ...В искреннем раскаянии обретают божественное милосердие. Это не только религиозная, но и психологическая истина.